Политика управления рисками

Кредитный риск

Кредитный риск – риск возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед Банком в соответствии с условиями соглашения.

Кредитный риск имеет наибольший вес среди рисков, принимаемых Банком в процессе осуществления банковской деятельности. Управление кредитными рисками в Банке осуществляется по следующим основным направлениям:

  • установление лимитов на проведение операций в целях ограничения кредитного риска;
  • установление индикативных лимитов на концентрацию кредитного риска и на долю кредитного портфеля, не имеющего залогового обеспечения;
  • формирование обеспечения по операциям кредитного характера;
  • установление стоимостных условий по проводимым операциям с учетом платы за принимаемые по ним риски;
  • постоянный мониторинг уровня принимаемых рисков и подготовка соответствующей управленческой отчетности в адрес кредитного комитета, руководства Банка и заинтересованных подразделений;
  • оценка регулятивного и экономического капитала, необходимого для покрытия рисков, принимаемых по проводимым Банком операциям, обеспечение его достаточности;
  • проведение хеджирующих операций;
  • постоянный внутренний контроль за соблюдением подразделениями Банка нормативных документов, регламентирующих порядок проведения операций и процедуры оценки и управления рисками, со стороны независимого подразделения.

Управление принимаемым Банком кредитным риском предусматривает:
  1. использование системного подхода к управлению рисками как кредитного портфеля Банка в целом, так и отдельных операций с конкретными заемщиками/контрагентами (группой связанных заемщиков/контрагентов);
  2. применение в Банке единообразной и адекватной характеру и масштабам проводимых операций методологии для идентификации и количественной оценки кредитного риска;
  3. взвешенное сочетание централизованного и децентрализованного принятия решений при совершении операций, связанных с принятием кредитного риска.

Основным инструментом ограничения и контроля за принимаемым Банком кредитным риском является система кредитных лимитов. Устанавливаются следующие виды лимитов кредитного риска:

  • лимиты на контрагентов;
  • лимиты, ограничивающие кредитный риск по страновому/отраслевому/региональному признаку.

Наряду с внутренними лимитами кредитного риска, Банк соблюдает обязательные нормативы, установленные в соответствии с требованиями АФН в отношении величины риска на заемщика/группу связанных заемщиков, объема крупных кредитов. 

Важнейшим инструментом минимизации принимаемого Банком кредитного риска является формирование обеспечения по операциям кредитного характера. Политика Банка в данной области строится на принципе формирования надежного и ликвидного портфеля обеспечения, достаточного для покрытия принимаемых Банком кредитных рисков. В то же время это не снимает требования о проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика и не компенсирует недостаточность платеже- и кредитоспособности контрагента, а также отсутствие информации о его деятельности.

Рыночный риск

Рыночный риск – риск возникновения у Банка убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на финансовые активы (прежде всего, ценные бумаги), валютных курсов, процентных ставок.
К рыночным рискам относятся:
  • фондовый риск (риск потерь в результате изменения стоимости активов, обращающихся на фондовом рынке);
  • валютный риск (риск потерь в результате изменения валютных курсов);
  • процентный риск (риск потерь в результате изменения размера процентных ставок).


Комитет по управлению активами и пассивами определяет политику ВТБ в отношении рыночных рисков с целью ограничения и снижения размера возможных убытков в результате негативных изменений валютных курсов, процентных ставок и котировок ценных бумаг (то есть валютного, процентного и ценового рисков, соответственно). 
При управлении рыночными рисками ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) руководствуется требованиями, установленными нормативными актами АФН, а также использует внутренние модели, соответствующие рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.

Риск ликвидности

Риск ликвидности – риск, потенциально влияющий на способность Банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, возникающий при несбалансированности по срокам активов и пассивов Банка.

Поддержание соответствия структуры баланса всем требованиям и нормативам ликвидности (внутренним и пруденциальным) при наличии постоянного контроля со стороны ответственных подразделений и коллегиальных органов позволяет ВТБ своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства.

Операционный риск

Операционный риск – риск потерь в результате нарушений или ошибок в действиях работников, нарушений нормального функционирования систем Банка и его внутренних бизнес-процессов, а также вследствие находящихся вне контроля Банка внешних событий (прежде всего стихийного характера).

В целях реализации внутрибанковской стратегии управления операционным риском в банке ВТБ осуществляются регулярные процедуры, обеспечивающие идентификацию риска, его оценку, контроль и принятие мер по его ограничению. В практике организации процесса управления операционным риском ВТБ руководствуется принципами, установленными нормативными актами АФН, в том числе Инструкцией о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня (утверждена постановлением Правлением АФН №359 от 30 сентября 2005 года), а также рекомендациями, изложенными в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

Основными мерами, применяемыми в банке ВТБ в целях минимизации операционного риска, являются:
  • регламентирование порядка совершения всех основных операций в рамках внутренних нормативно-методологических документов;
  • учет и документирование совершаемых банковских операций и сделок, регулярные выверки первичных документов и счетов по операциям;
  • применение принципов разделения и ограничения функций, полномочий и ответственности сотрудников, использование механизмов двойного контроля, принятия коллегиальных решений, установления ограничений на сроки и объемы операций;
  • реализация процедур административного и финансового внутреннего контроля (предварительного, текущего и последующего) за организацией бизнес-процессов, деятельностью структурных подразделений и совершением операций отдельными сотрудниками, соблюдением сотрудниками требований законодательства и внутренних нормативных документов, контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым операциям, порядка доступа к информации и материальным активам Банка;
  • автоматизация проведения банковских операций, использование внутрибанковских информационных систем;
  • обеспечение информационной безопасности, контроль за доступом к информации, применение многоуровневой защиты информации;
  • обеспечение физической безопасности помещений и ценностей Банка и контроля доступа;
  • страхование операционных рисков, обеспечивающее покрытие убытков в случае их возникновения за счет страхового возмещения;
  • создание необходимых организационных и технических условий для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций (на случай аварий, пожаров, терактов и других непредвиденных ситуаций);
  • снижение операционных рисков Банка, связанных с отдельными бизнес-процессами, за счет их проведения сторонними организациями (аутсорсинг);
  • снижение рисков, связанных с персоналом, путем установления критериев по его отбору и проведения предварительной проверки, реализации мероприятий по подготовке и обучению персонала, повышению его квалификации.